14 нояб. 2012 г.

Как выучить с ребенком таблицу умножения.



Хочу поделиться с вами, как мы безболезненно выучили таблицу умножения  с ребенком 6 лет.
Моя дочь сейчас в первом классе, но уже сейчас учитель попросил нас выучить таблицу умножения на 2 и 3. Чтобы не превратить процесс заучивания  в простую зубрежку, я  решила  облегчить задание своему ребенку и учить  таблицу блоками.
Первое, что мы с ней выучили  в сентябре – это примеры на сложение с одинаковыми слагаемыми такого вида: 2+2, 3+3, 4+4, 5+5, 6+6, 7+7 ,8+8, 9+9. Это отрабатывается в  течение недели, примеры задаются вразброс вместе с обычными примерами из таблицы сложения. Когда это 100% выучено, можно приступать к следующему шагу.
1 блок таблицы.
На этом этапе стоит объяснить ребенку о смысле процесса умножения. Т.е. первый множитель (первое число) – это то число, которое мы будем умножать, а второй множитель (второе число в примере) – это количество раз, которое мы должны повторить первое число. Перевожу на русский язык: что значит 2*3 – это значит мы число 2 должны прибавить 3 раза, т.е 2+2+2
2*2=2+2
2*3=2+2+2
3*2=3+3
4*2=4+4 и т.д.
Чтобы не перепутать значение множителей, заменяем слово «умножить» на слово «по» и произведение читаем так: 2 по2 это 4, 2 по 3 это 6, 4 по 2 это 8 . Т.к. ранее уже отработаны случаи сложения одинаковых слагаемых, то воспроизвести это сложение  ребенку очень просто, таким образом,  таблица умножения на 2 выучена уже полностью.
2 блок таблицы.
Теперь стоит познакомить ребенка с законом перестановки множителей, который гласит, что от перестановки множителей произведение не меняется и отработать  примеры такого типа:
5*2=10, значит 2*5 тоже 10
7*2=14, значит 2*7 тоже 14 и т.д.
Здесь может помочь такая наглядность:


                  О    О    О    О    О
                  О    О    О    О    О
 
 




Этот рисунок означает, что мы  по 2 кружочка взяли 5 раз. Всего их будет 10, т.к. 2 по5 это 10. А теперь перевернем карточку:


 







 Теперь этот рисунок означает, что мы по 5 кружков взяли 2 раза. Всего кружков будет 10, т.к  5 по 2 раза это 10. Можно задать такой вопрос ребенку: «Чем похожи карточки?»  «Почему  произведения оказались разными?» «Почему результат оказался   одинаковым?» Если он сможет сам догадаться и ответить, что числа были одинаковыми, разным было только их место в произведении, а результат не менялся, то можно говорить, о том, что переместительный закон умножения ребенком усвоен. Если он затрудняется с ответом, то таких карточек можно сделать несколько  с различными предметами ( треугольниками, квадратами, яблоками, чашками, карандашами и др.).
Отработать это надо до таких пор, пока ребенок, не задумываясь, будет переставлять в уме множители. После этого этапа можно утверждать, что таблицу на 2 и умножение числа  2  вы запомнили точно.
3 блок таблицы.
Так как умножать на 2 ребенок умеет, теперь можно выучить такие произведения, как:
3*3=3+3+3=9
3*4=3+3+3+3=12
4*3=12, т.к. 3*4 это12
3*5=3+3+3+3+3=15
5*3=15, т.к. 3*5 это 15.
И вот здесь можно дать подсказку ребенку , что в этих случаях большее число умножать на меньшее удобней, т.к. 5 по 3 быстрее посчитать, чем 3 по5.
Далее учим : 6*3 и 3*6,
7*3 и 3*7,
8*3 и 3*8,
9*3 и 3*9
 Ну вот и все.  Чтобы таблица не забывалась, ее надо постоянно припоминать, решая простые  задачи  на умножение, вспоминать переместительный закон умножения.